Когда в России говорят «СПА», то подразумевают в первую очередь определенные процедуры, современные услуги, наличие специального оборудования и т.д. В мировом SPA-сообществе под СПА понимают, прежде всего, особую философию, уникальную систему поддержания высокого качества жизни и восстановления здоровья, реализуемую посредством профессионального менеджмента и специально обученного персонала – единой СПА команды (где важны все звенья – от директора до уборщицы).
СПА менеджмент, как и руководство любой другой социально-экономической системы, включает в себя 2 функции – организацию и управление. Эти функции тесно взаимосвязаны. Если система не организована, управление не представляется возможным (нельзя управлять тем, что не создано должным образом и разваливается на глазах). Между тем, организованное наилучшим образом предприятие меньше нуждается в управлении. Однако руководство социально-экономической системой не может заключаться лишь в совершенствовании организации работы и сведении тем самым проблем управления к нулю. Последние приходится решать постоянно по мере изменения условий внешней среды.
Организация СПА как деятельность заключается в:
а) образовании и совершенствовании связей (отношений) между частями целого;
б) создании и совершенствовании структуры и правил работы ее составляющих.
Управление СПА подразумевает конкретную деятельность, направленную на достижение конечной цели, и удержание системы в заданном состоянии (либо перевод из некоего состояния в заданное).
Если говорить в общем и брать шире, то функции СПА менеджмента заключаются не только в организации и управлении, но и в планировании, коммуникации, процессах разработки и принятия решений, мотивации, этике бизнеса, контроле и т.д. Это происходит на практике. Об этом сообщает нам и этимология слова «менеджмент» (англ. management восходит к старо-французскому menagement — «искусство сопровождать, направлять», в свою очередь menagement пошло от латинского manu agere — «указывать рукой», т.е. собственно – руководить). Человек, включенный в систему менеджмента (менеджер), не всегда руководитель, но всегда управляющий определенным участком деятельности предприятия.
Система менеджмента включает в себя следующие элементы:
— подразделения;
— цели организации (миссию);
— регламенты деятельности;
— организационную схему подчиненности;
— показатели оценки эффективности работы;
— систему измерений деятельности.
На крупном предприятии (в сфере СПА – центр или полноценный салон) в систему менеджмента входит несколько подсистем. Это независимое управление производством, продажами, инвестициями, проектами, качеством, персоналом и т.д. Это служба маркетинга, а также менеджмент финансовый, инновационный, стратегический, экологический и др.
Важность задачи менеджмента заключается в интеграции всех сторон работы предприятия в целом и его отдельных участков (в СПА это различные услуги и процедуры). Частные цели должны служить достижению общей цели. Современный менеджмент – это особое средство, особая функция и особый инструмент в деле получения запланированного результата.