Основной показатель эффективности любого бизнеса – прибыль. При этом важная функция прибыли состоит в ее реальном использовании для дальнейшего развития предприятия. Отсюда следует вывод: чтобы компания (фирма, учреждение, фабрика и т.д.) работала более эффективно, необходимо искать способы увеличения прибыли.
Как правило, аквапарки имеют хорошие показатели в плане получения прибыли, потому что эта сфера услуг достаточно привлекательна и востребована. Между тем, и здесь существует немало потенциальных возможностей роста и повышения эффективности. Стоит рассмотреть некоторые из них.
Повышение стоимости услуг. Несмотря на непопулярность метода, им охотно пользуются многие предприниматели, иногда это оправдано и приносит свои плоды. Однако всегда надо помнить, что необоснованное или многократное увеличение цены чревато резким сокращением продаж, и соответственно – уменьшением выручки и прибыли. Прежде чем использовать данный способ, необходимо исследование рыночной конъюнктуры. Только на основании анализа полученных данных следует принимать решение о росте стоимости услуг. В противном случае есть риск потери клиентов и денег.
Снижение затрат. В частности, — на управленческие и транспортные расходы, на оплату труда персонала и общую себестоимость товаров и услуг (например, поменять партнера и приобретать более дешевое оборудование, химреагенты, аттракционы, мебель и др.). Однако владельцу аквапарка стоит не один раз подумать, прежде чем прибегать к данному способу увеличения прибыли, т.к. бизнес водных развлечений тесно связан со здоровьем и даже жизнью клиентов.
Снижение расходов в сфере оказания водно-развлекательных услуг можно понимать правильно в единственном случае. Это когда владелец совершает замену морально устаревшего оборудования на современное, принципиально новое, энергосберегающее, которое по определению обеспечит в будущем фактическое снижение тепло- и энергозатрат, больший срок эксплуатации и т.д.
Два следующих способа увеличения прибыли аквапарка тесно связаны с предыдущим.
Внедрение автоматизированной платежно-пропускной системы (ППС). То есть использование в аква-бизнесе новейших технологий. ППС – идеальное решение для крупных водно-развлекательных комплексов. Такая система фактически сводит на нет бесплатное проникновение посетителей на территорию парка, исключает злоупотребления персонала, хаос и неразбериху (ведь в крупных аквапарках одновременно отдыхают и развлекаются тысячи людей). Практика показала, что внедрение ППС, позволяющей полностью автоматизировать цикл бизнес-процессов аквапарка, обеспечивает увеличение доходов до 30%, а иногда и удваивает их.
Повышение качества оказываемых услуг. Между понятием качество и эффективность услуг существует прямая зависимость. Рост качественных составляющих неизменно влечет за собой повышение эффективности оказываемых услуг, что неизбежно приводит к заметному снижению затрат и увеличению прибыли. Чаще всего именно качество услуг, предоставляемых аква-центром, становится решающим при выборе парка, именно оно обеспечивает конкурентоспособность того или объекта (а не цена или, скажем, месторасположение).
Под высоким качеством услуг следует понимать как наличие безопасного и надежного оборудования, современных инновационных методов обработки (очистки) воды в бассейнах, ваннах, джакузи, так и профессионализм персонала – от топ-менеджеров до уборщиков помещений.
Например, можно закупить горки и аттракционы по низкой цене, но уже через короткое время получить конструкции, не годные к эксплуатации (или небезопасные для здоровья клиентов). А можно не пожалеть денег и приобрести продукцию известной компании, мирового лидера в сфере производства оборудования для аквапарков (например, WhiteWater West Industries Ltd) и в течение многих лет не страдать головной болью по поводу качества. Оно всегда будет на высоте. А, следовательно, и эффективность бизнеса и прибыль. Все взаимосвязано.
Эффективная организация работы аквапарка. Что важно – все перечисленные выше способы сами по себе не решают проблемы увеличения прибыли без продуманной организации бизнес-процесса в целом. Без правильной организации труда. Рациональная расстановка и ротация персонала, планировка рабочих мест, умная реклама, участие в выставках, тендерах, внедрение дополнительных услуг и т.д. Все это очень важно.
Например, детальная проработка такого мероприятия, как организация поездки в аквапарк людей из соседних регионов, может увеличить прибыль в разы. Центры водных развлечений есть далеко не во всех краях и областях России, а спрос на данный вид услуг велик, и люди не хотят быть обделенными и ущемленными в своем праве на отдых. Водный в том числе. Организовать, к примеру, автобусный тур в аквапарк несложно, а выгода будет обоюдная: народу – более богатый выбор видов проведения досуга, аквапарку – новые клиенты, а значит, дополнительная прибыль.
Такие туры может организовать сам аквапарк, либо турагентства соседствующих регионов. Пример: когда еще не был построен аквапарк в Курске, широко практиковались поездки в аквапарк Харькова. А в Казанскую «Ривьеру» приезжают люди из Удмуртии, Марий-Эл, Кировской и Оренбургской областей. Некоторые едут семьями сразу на несколько дней. За счет иногородних туристов прибыль аквапарков значительно возрастает.