В России и в странах ближнего зарубежья идет процесс активного развития аквабизнеса. Повсюду возводятся аквапарки с применением новейших технологий. Они строятся на огромных территориях, оборудуются обилием аттракционов, в них организовывается масса дополнительных услуг. И это правильно: мода и высокий спрос на водные развлечения не проходит, напротив, — стремительно растет. Сегодня, как и несколько лет назад, у входов в некоторые аквапарки выстраиваются очереди из желающих хорошенько отдохнуть и развлечься, получить свою порцию адреналина или максимально расслабиться в комфортных условиях.
Но вот на Западе, отмечают эксперты, наметилась иная тенденция в индустрии водных развлечений. Здесь постепенно отказываются от гигантомании и обращают взоры на концепцию целесообразности. Во многих европейских странах аквапарки сегодня являются не самостоятельными (автономными) объектами, а пристроенной либо встроенной частью уже существующих развлекательных центров, баз отдыха и отелей.
В частности, гостиницы с аквапарком сегодня становятся нормой на Западе. И такая позиция вполне оправдана, с какой стороны на нее ни взгляни. Сервисное качество гостиниц является своеобразным показателем комфортности и уровня жизни любого города. У приезжих формируется оценка гостеприимства в соответствии с имеющимся гостиничным сервисом, в условиях которого им приходится жить. При этом у гостя, попавшего в гостиницу, которая удачно вписана в инфраструктуру современного мегаполиса и имеет, образно выражаясь, свою мини-инфраструктуру (объекты оздоровления, питания, развлечения и культуры), складывается ощущение позитивной динамики жизни, а, значит, он остановится в этой гостинице еще не раз.
У приезжих потребность в развлечениях возникает особенно остро. Как правило, командированные после напряженного трудового дня желают отвлечься от проблем, ведь в командировках трудовой ритм максимально интенсивен. Впрочем, такую же потребность испытывают и люди, приехавшие в другой город на деловые или дружеские встречи, экскурсии или просто отдых. Именно поэтому создателям гостиничных комплексов целесообразно основываться на формировании элементов развлечений в том числе, и именно таких, которые предоставляют высокий уровень рентабельности, — боулинг, кинотеатр, аквапарк и т.д.
Аквапарк в структуре гостиницы представляет собой объект, который вмещает в себя целый комплекс услуг, позволяющих проживающим получить сразу несколько приятных, а порой необходимых, процедур:
— помывку, т.к. в составе аквапарка имеется, как минимум, одна баня – русская или финская;
— оздоровление в виде плавания/ныряния, т.к. аквапарк по определению имеет хотя бы один бассейн. Оздоровительные процедуры человек получает также, если бассейн (бассейны) гостиничного аквапарка оснащены дополнительным оборудованием – противотоками, гидромассажными установками и т.д. Под оздоровлением понимается и возможность расслабиться, просто спокойно плавая или отдыхая в шезлонге;
— собственно водные развлечения, потому что… ну, какой аквапарк без горок, аттракционов и пенных дискотек.
Данное направление – гостиницы с аквапарком становится актуальным и для России. Во-первых, так реализуются планы правительства по развитию туризма в нашей стране, а, во-вторых, удовлетворяется повышенный спрос на водные развлечения. Подобная практика находится пока в «зачаточном» состоянии, данная сфера представляет собой огромное поле деятельности для предпринимателей, инвесторов, деловых людей. Но ради справедливости надо отметить, что начало положено. Так, несколько лет назад открылся водный парк в гостинице «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге, мини-аквапарк на базе отдыха «Союз» в Подмосковье (оздоровительный комплекс МИД РФ). Дом отдыха с аквапарком есть в Сочи (в составе курортного комплекса «Аквалоо» в популярном местечке Лоо).
Намечается тенденция переоборудования бассейнов, имеющихся в российских отелях и гостиницах, в аквапарки. Кое-где уже вовсю идет работа. И пусть появляющиеся гостиничные аквапарки отнюдь не копия Aqua Fantasy – крупнейшего в Европе отеля с парком водных развлечений (Турция, Измир), названный туристами лучшим в мире отелем с аквапарком, факт остается фактом – гостиницы с аквапарками в России постепенно становятся нормой.
Как известно, в любом новом, доселе малознакомом, деле можно говорить о плюсах и минусах. В данном случае плюсы – это повышенный коэффициент привлекательности гостиницы и получение дополнительного дохода (если перед человеком или перед семьей встанет вопрос, в какой из двух гостиниц поселиться – с аквапарком или без него, почти наверняка можно сказать, что выбор падет на первый вариант). Минусы предпринимателям и инвесторам обычно видятся в весьма высоких первоначальных финансовых затратах (на разработку проекта и строительство), а также и дальнейших расходах на обслуживание аквапарка. Говорить о балансе плюсов и минусов можно сколь угодно долго, но вот зарубежная практика показывает, что в результате единого тандема Гостиница/Аквапарк доходы объекта повышаются на 28-35%. Это совершенно официальные цифры, а с цифрами, как говорится, не поспоришь. Вывод: овчинка выделки стоит, т.е. разумный смысл в создании аквапарка в структуре гостиницы, безусловно, есть.