Кто, где и почему когда-то решил, что картинка, сложенная из кусочков камня или разноцветного стекла, есть красота? И узоры-то корявы, и лица – уродливы, если разглядывать вблизи, а вот надо же! – завораживают, очаровывают, повергают в особое состояние. История мозаики насколько занятная, настолько и стародавняя, археологи утверждают, что найденные в древнем Коринфе античные мозаики были созданы в конце V века до н.э. Материалом для них служила необработанная галька. Древние мозаики изображали мифологических существ, животных и людей, картинки обрамлены геометрическим либо растительным орнаментом, как правило, черно-белым.
Собственно, удивительно даже не то, чтo изображалось на древних мозаиках, а то, что они сохранились до наших дней. Вот это качество! Возможно, именно эти свойства – долговечность, прочность, застывшая на века красота и ценятся в мозаике до сих пор. По крайней мере, редкий отделочный материал может с ней посоперничать.
Особый расцвет мозаичной техники пришелся на эпоху эллинизма и Древнего Рима, мозаикой там щедро украшали стены и полы дворцов и терм, а также атриумов, мелких бассейнов. Мозаика древнего Рима – это уже не примитивные изображения зверей и мифических существ, а затейливые орнаменты, многофигурные композиции и сложные сцены охоты, танцев, боев и т.д. Древнеримская мозаика и сегодня производит на людей неизменно сильное впечатление.
Поистине высочайшим расцветом мозаичного искусства общепризнанно считается эпоха Византийской империи. Шедевры византийской мозаики отличают особая утонченность, изящество, ясность и определенность контурных линий. Технике характерны деликатная кладка и мелкий размер камней. А еще византийскому стилю свойственен золотой фон.
Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII—IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.
Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.
Грандиозным итогом этого колоссального труда явились великолепные мозаичные картины – панно, запечатлевшие исторических деятелей. Например, мозаика «Полтавская баталия», посвященная Петру I, которая создавалась на протяжении нескольких лет.
После Ломоносова мозаичное искусство в России как-то пошло на спад, перестало быть востребованным. Возрождение произошло в советское время. Причем, советская мозаика – это, по большей части, монументальная мозаика. Храмы с их изумительной мозаикой на религиозные темы пришли в запустение, зато на первый план вышли идеологические произведения, ими украшены некоторые станции московского метро, дворцы спорта и культуры, правительственные здания и т.д.
В наше время, когда происходит возрождение православных храмов, мозаика на Руси обретает новую жизнь. Превосходные мозаичные панно также можно встретить сегодня в отделке частных домов и коттеджей, бассейнов и фонтанов, отелей и солидных офисов, физкультурно-оздоровительных центров и здравниц.