В дореволюционной России общественных бань было много, при этом они не простаивали и не пустовали. Несмотря на копеечную стоимость входного билета, бани были прибыльным делом, иначе именитые купцы, чьими именами обычно и назывались бани, их просто не держали бы. Часто общественные бани украшали своими фасадами городские улицы, не уступая в помпезности и величавости банкам и солидным торговым домам.
Советский период разрушил основательность и значимость общественных бань. Одни медленно, но верно приходили в упадок, другие перестраивались под иные нужды, третьи просто закрывались по причине нерентабельности. Люди старшего поколения помнят ветхость и скудость оформления и отделки бань советского периода, а также длинные очереди из желающих помыться. Конец 80-х – начало 90-х годов XX века ознаменовался всплеском внимания к баням. Однако в основном это были коммерческие сауны, цены в которых никак нельзя было назвать «народными», т.е. доступными для всех слоев населения. Иными словами, в те годы еще мало преображались общественные бани, бизнес в основном ориентировался на организацию и строительство закрытых и VIP-саун.
Однако банное дело в России по определению не могло исчезнуть и кануть в небытие. На это есть множество причин: древние традиции, к которым россияне приучены с младенчества, стремление к чистоте телесной и духовной, да и соблюдения санитарно-гигиенических норм среди населения пока никто не отменял. Вот почему сегодня институт общественных бань в России переживает второе рождение. Предприимчивые люди, наблюдая огромное несоответствие спроса и предложения в этой сфере (большой спрос и низкое предложение), а также отмечая массовое увлечение здоровым образом жизни, при котором посещение бани обязательный элемент, делают для себя правильные выводы – надо строить баню. Но! – предварительно произведя расчеты относительно места строительства, изучив плотность населения и социальный состав проживающих в данном районе, и т.д. Эти параметры должны учитываться, когда составляется бизнес план общественной бани.
При разработке данного документа также следует принимать во внимание тот факт, что в последние десятилетия изменились требования людей к устройству бань. Сегодня далеко не всех устроит баня советского образца, т.е. скудость обстановки, неприглядный дизайн, минимальный перечень сопутствующих услуг. Вот почему предпринимателю, решившему открыть собственный банный бизнес, общественная баня должна видеться заведением, где каждый посетитель найдет то, что ему по душе, — русскую парную или финскую сауну, турецкую парильню с чебек-таши в центре или водяную японскую баню. Плюс к этому организация массажных, косметических и парикмахерских услуг и т.п. Конечно, строительство такого банного центра потребует солидных вложений, но и окупится достаточно быстро.
Впрочем, можно остановиться на проекте небольшой традиционной общественной бани. Но и в этом случае необходим грамотный и реальный бизнес план, общественная баня прежде всего должна быть посещаемой и рентабельной, рассчитана ли она на 20 мест или на 100. Иначе незачем дело затевать. Привлекательность бане могут обеспечить бассейн или купель, массажный кабинет, современный дизайн, удобство и комфорт. Все это можно предусмотреть еще на стадии разработки бизнес-плана и проекта бани (в том числе дизайн-проекта).
Не случайно о банном бизнесе сегодня говорят как о старом, но всегда открытом для инноваций бизнесе. Так было во все времена. Так шло становление знаменитых столичных банных комплексов и бань в других российских городах. Достижения технического прогресса, наличие совершенных строительных и отделочных материалов позволяют в наши дни возводить общественные бани нового образца, которые не пустуют, в которые ходят семьями. Во многих городах власти идут навстречу владельцам бань новой формации, снижая ставки арендной платы и устанавливая льготные тарифы на тепло- и энергоресурсы. Таким образом, общественная баня, созданная на основе интересов всех социальных групп общества, представляется перспективным и доходным видом бизнеса.